Ищете компанию для велопокатушек?
Вам сюда!

Поиск

Результаты :

Rechercher Расширенный поиск

По минеральным озёрам Хакасии.

18.07.12 3:37 автор VA-DIM

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36210

Впервые эта мысль пришла в голову год назад. Но не срослось. Финансы, отпуск и т.д. Решили отложить на год. Зато появилось время подготовиться. Оно и к лучшему. Это не просто - утром собрать рюкзак, сесть в эл-ку и поехать в сторону Байкала.
Подготовились как смогли, подгадали удобные нам даты, заранее купили все билеты и в путь.
Первый поезд «Ангарск – Абакан» оказался самым запоминающимся…

07/07/2012
Едем, в вагоне жара, наконец-то Тайшет, по температуре скорее всего Ташкент. Стоим почти час.
На перроне проводники развлекаются, празднуют день Ивана Купала. Радостно и мокро им.
Нам не до радости, час прошел быстро, лезем в жаркий вагон, впадаем в анабиоз.
Не работает система вентиляции. Недоцивилизация.
Ст. Саянская, стоянка 5 часов. Ушли изучать поселок. Поселок железнодорожников, чистый, опрятный. Встречающиеся местные жители гостеприимные и доброжелательные.
Прикупив вкуснейшей руляды (подкопченный куриный рулет с пряностями), отправились ужинать на привокзальную площадь. Вечереет. Комаров нет почему-то, странно. Редкими каплями порадовал дождик. Скорее бы утро.

08.07.2012
Абакан. Заглючил велокомпьютер, предполагая что виной паровозная жара, прилаживаем навигатор, молясь что бы его избежала участь компа. Ура, работает! (Фёдор спасибо!)
Город встретил нас мокрым асфальтом после дождя, благодать! Собираемся и едем изучать и любоваться городом.[URL=https://redcdn.net/ihimg/photo/my-images/338/snv36133.jpg/]

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36110

Отметили для себя, что на улице не повстречали ни одного велосипедиста.
Зато водители авто были нам рады, завидев еще издалека два навьюченных вела, с довольными наездниками, сигналили и спрашивая откуда и куда держим путь, восторженно поднимали большой палец вверх. Мы в шутку пожалели, что не сделали номера на велы с регионом 38.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36111

Покатавшись по достопримечательностям, решили найти Енисей. Спасибо местному населению и их потрясающей готовности объяснить поподробнее. Енисей мы не нашли.
Зато нашли р. Абакан. Реку нашли самостоятельно, название подсказал местный бомж, премиленький такой, душевный дяденька.
Отобедав и отпраздновав данное событие бутылочкой французского вина, мы, довольные жизнью покатили дальше в город, убивать время до следующего паровоза, который доставит нас в Туим, в отправную точку нашего велостранствия.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36112

На этот раз билеты были в общий вагон.
Как это общий, ни один из нас не знал. Оказалось не так все страшно. Хорошо проветриваемый купейный вагон, с малым количеством пассажиров, приятной музыкой и полным комфортом.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36113

4 часа пути и мы десантируемся на «русский» перрон.
Собравшись в полную готовность, наконец-то распрощавшись с паровозами отправились в своё, надеемся увлекательное путешествие.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36114

Небо висело свинцом, дождя не было. Такая погода полностью нас устраивала.
Прибыв в поселок, закупив провизии, у местных выяснили расположение ближайшего озера, место первого нашего ночлега.
Пройдя км 7 по приятной грунтовке нашли искомое и расположились на ночлег.
Озеро Собачье (Пионерское).
Рядом с озером находится геологическая база Томского политеха, где студенты проходят практику, а также детский лагерь ( ранее, очевидно пионерский, отсюда и название)!
Мы искупались , с удовольствием распрощавшись с усталостью от долгого пути, проведенного в душных вагонах. Поставили лагерь и довольные расположились на отдых, разглядывая местную фауну.
В небе кружили достойные внимания коршуны, суслики занимались своими делами, а в камышах пряталась семейка диких уток, (таких больших нам видеть еще не доводилось).
Позже Дима наблюдал охоту дикой хищной птицы. Одному утёнку подростку не повезло…

09.07.2012
Ночью пошел дождь, и шел до утра.
В паузе небесной мокроты, позавтракали и собрались. Надели дождевики. Вскоре начался ливень, благо непродолжительный. Он нас сопроводил до развилки на Туим.
Свернув, на знакомую уже нам ,приятную, даже после обилия воды грунтовку, едем в сторону Провала.
По дороге нашли дикую клубнику, лакомимся и крутим дальше, 2 км подъема, столько же спуска и мы в поселке.
Поворот налево, едем, и вот наша цель- Туимский провал.
Оставив поклажу и «коней» внизу, у милой тётеньки - хозяйки небольшой торговой палатки, прикупив у неё-же горячих пирожков, отправились вверх.
Дождя нет. Сытые, с довольными физиономиями шагаем, болтая о разной ерунде.
Добравшись до верха, и заплатив по 40 руб с носа, направились к парочке гималайских медведей поздороваться. Те играли как котята.
Немного поумиляясь на забаву двух круглоухих пошли на смотровую площадку.
К нашему сожалению, не смотря на понедельник, народу было очень много. Пробраться сквозь плотную толпу на «вкусные» места было проблематично. Но мы народ терпеливый, подождали.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36115

Только устроившись поудобней, поняли, что народ собрался не зря.
Ждали прыжка смельчака с тарзанки. (Свободный полет 100 метров стоит 2,5 тыс).
Поглазев и немного попереживав за прыгуна, оправились трапезничать чем Бог послал, вверх проваленной горы.
А послал он нам чешский ликер «Бехеровку» (его мы поклялись открыть только на Провале, и почти полгода исходили слюной).
К «Бехеровке» прилагалось местное пиво, намешали коктейль, по чешскому-же рецепту. И все это «безобразие» с удовольствием закусили самсой, приготовленной все той-же тётенькой, караулившей наших «коняг».
Отведав, перечисленное выше, отправились вниз, с удовлетворением отметив, что первый запланированный пункт пройден.
Впереди озера.
Нас ждет Иткуль.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36116

По федералке, через поселок Шира.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36117

По дороге, закупившись на колхозном рынке Шира (название поселка не склоняется) копченым салом, недавно убиенной курицей, раками и зеленью, двинулись дальше, в поисках озера, иногда приставая с расспросами к местному населению.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36118

Ветер, ветер, ветер - насильник. Всегда встречный.
Проехав км 20, увидели на противоположной стороне трассы вывеску «дрова». Эта вывеска поставила нас в тупик, вокруг высокие холмы, на одном из холмов прямоидущая дорога к вершине. На вопрос Димы к продавцу дров, зачем он здесь и куда эта дорога, выяснилось, что дорогая прямо на интересующее нас озеро, а дрова затем, что оно безлесое, как впрочем и все вокруг.
Постояв совсем короткое время, поизучав глазами этот лютый подъем, полезли вверх. Нам бродягам не привыкать.
Поднявшись на холм увидели в разных сторонах три интересующих нас озера, за спиной синел Иткуль, справа видно Шира, впереди и чуть левее мерцало Беле. Какая радость!

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36119

На эйфории спустились вниз, и игнорируя все запрещающие знаки на въезд и проход к озеру, поселились в заповеднике, за что и были изгнаны на следующее утро инспекторами заповедной зоны, с протоколом штрафа.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36120

Иткуль - самое чистое пресное озеро Ширинской группы, хотя исследователи говорят, что оно все-таки немного солоноватое. Так и есть, мы пробовали на вкус. Озеро глубокое, с прозрачной водой, в нем много водорослей и рыбы.
10.07.2012
На следующий день , мы, проделав обратный путь - вверх, вниз, отправились в сторону поселка «Жемчужный», на курорт «Озеро Шира».

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36121

На этот раз поселились в палаточном городке, заплатив за сутки пребывания 300р.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36122

Поставили палатку, сгрузили все пожитки в нее (лагерь охраняется), и налегке пустились изучать местные достопримечательности.
Осмотрели.
Курорт находится в поселке «Жемчужный», поселок небольшой, магазинов мало, выбор продуктов небольшой (яйца нашли только в четвертом), все заметно дороже. Очень много отдыхающих. Вход на песчаный пляж курорта платный 50 р с человека.
Приехав в лагерь приготовили ужин, Дима пошел купаться. Озеро большое, с удобным берегом. На котором сооружен немаленький пирс, оснащенный двумя рядами скамеек, для удобства отдыхающих. Вот с него и ныряют желающие. Дима с довольным видом показался из воды, со словами: - «Купаешься, как в ванне с «Мальтинской».

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36213

Походили по берегу, разглядывая туристов и их складные жилища. После общения с местными стали замечать, что говорим с местным акцентом. Поржали.
Завтра едем на Беле.

11/07/2012
Встали рано, сами понимаете, палаточный лагерь, с ними поспишь…

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36123

Собирались долго, честно говоря уезжать не хотелось, купались, нежились на солнце, но время подгоняло. Наконец-то собравшись и попрощавшись с новыми знакомыми попилили дальше.
Выехав на федералку думаем, что за ерунда, велики не катят, не хотят. Что за ерунда… а ветер.
Крутим, ветер встречный, сильный, останавливающий. Проехав от Жемчужного 6 км, сворачиваем на Красноярск по указателю.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36214

Аллилуйя! Ветер в спину! Ненадолго…
На 10-м километре сворот влево, там Беле. Спуск 2,5 км по ровной, хорошо укатанной грунтовке.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36215

Турбаза «Отдыхай - загарай», гостей с Байкала встретила радушно. За сутки прибывания с нас взяли 200р.
Через полчаса после нашего приезда большинство отдыхающих знали откуда мы. Люди дивились двум сумасшедшим на их взгляд, велосипедистам. Подъезжали, подходили задавали вопросы.
На территории турбазы увидели много бесплатных душевых (на Шира душ 50р). Радости нашей не было предела. Очень хотелось смыть дорожную пыль.
Радовались недолго, как выяснилось уже в процессе водной процедуры, вода в душе минеральная и на вкус соленая. Парадокс.
Ведь мы находимся на пресной части Беле.
Среди любопытных к нашим персонам была и девочка Лиза Новокшенова, они с родителями и братом приехали из Северска на отдых.
Ей всего 9 лет, но личность она очень запоминающаяся. Поэтому и хочется упомянуть ее в нашем отчете.
Симпатичный, беззаботный, абсолютно незакомплексованый, открытый ребенок. Общались с ней как с интересным взрослым человеком. Спрашивала нас, как стать путешественником, и почему вообще люди ими становятся. Все переживала, что вдруг из нее не получится стать им. Мы ее убедили что переживать ей еще рано по такому поводу. Короче она нас немало повеселила. Спасибо Лиза!

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36216

Дима купался. Почему-то в одиночестве, для отдыхающих вода казалась холодной.
Я занималась по хозяйству. На ужин был рис с рыбой.
После чего расположились на кариматах, валяемся разглядываем карты, завтра на Тус. По карте, если ехать по федералке, насчитали примерно 42 км. С таким ветром по жаре, это - то еще мероприятие. Загляделись на проселки, конкретной дороги не знаем. Но хочется проехать именно там.
12.07.2012
Утро, солнце выгнало нас из палатки рано. Беле радовало безоблачным небом и чистой голубой водой. Но надо собираться, выехать пораньше, мы же еще не решили по какому маршруту едем. У директора турбазы, Сергея, выспросили конкретную дорогу на Тус, через холмы. Парень знает много, верить ему стоит. Записали с его слов, все пункты отворотов, решительно направились по береговой линии до места впадения в озеро реки Туим. Своими малыми водами она и делает концентрацию соли меньше в озере. Проехав еще несколько км по береговой части, увидев, редкие березы (это был пункт сворота влево по словам Сергея и единственные деревья на Беле), метров через 300 увидели искомую дорогу, поднимающуюся резко вверх в сопку.
По треку Беле - Тус, через холмы расстояние уменьшилось приблизительно на 20 км. Сергей, спасибо!
Ура, Ура,Ура! Мы наконец-то увидели и прочувствовали, то зачем приехали в Хакасию. Поноситься как раз в таких диких местах от озера к озеру. Отсутствие автомобилей, наличие, простора, душистых луговых трав, любопытных зверьков и синего неба буквально пьянили нас, с детской радостью в глазах, беззаботно и совершенно сумашедше-свободно ломанулись с этой сопки вниз, видя уже предстоящий крутяк следующей.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36217

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36218

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36219

Дорога уходила вдаль за бескрайние, как нам тогда казалось, холмы. Подъёмы были короткими и крутыми, высшую точку навигатор показал 569 м. над уровнем моря. А спуски, какие спуски! Оттормаживались до синих роторов, что бы не растерять прикрепленный к багажнику скарб. На пути встретились нам, стада абсолютно бесконтрольно пасущихся коров и лошадей. Повстречалось нам и родовое место Хакасов. Места древних захоронений, вертикально вкопанные по кругу сотни лет назад, большие камни.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36220

Последний затяжной спуск привел нас на Тус.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36221

Спустившись к озеру, палаточный лагерь проигнорировали. Ночевать мы собирались на Белом Июсе, речке недалеко от деревни Соленоозерное.
Итак, подъехав к лагерю с «дикарями», переоделись, взяли газеты, и полезли их читать в воду, с непременно идиотскими выражениями лиц. Беспрестанно хохоча. Димкина мечта сбылась, он мечтал побывать здесь 20 лет. Мечтайте, друзья мои, мечты сбываются.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36222

Вы бы видели его… он и с газетой, и без газеты, и с банкой пива, и без нее, и на спине и на животе, если б смог и на голове, уверена что получилось бы. Кстати сказать, после горизонтального всплытия, очень сложно без помощи принять вертикальное положение. Ноги, при попытке встать, просто выталкиваются обратно. Надурачились короче.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36223

Вода надо отметить прохладная с грязевым дном, но мы не рискнули ею воспользоваться. Где то посредине озера лежит огромный пласт соли, в воде он не растворяется, настолько насыщена вода солью. Тус - одно из самых соленых озер в мире. И мы в нем купались!
В воде водятся маленькие рачки, их очень много и еще какие-то непонятные кракозябры.
Набесившись в воде, вылезли на палящее солнце, и в момент стали белые, чему не преминули посмеяться от души.
Заплатив по 50р , пошли в душ, как оказалось в пресный! Ура!
Преодолев очередной крутяк, вышли к деревне, за которой нас ждала настоящая пресная река, с вкуснющей водой. Р. Туим такой водой, например похвастаться не может.
Вскоре, оказавшись на высоком и ровном, покрытым мягкой невысокой травкой берегу Белого Июса, устроили прачку.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36224

Бельё сушится, спагетти вярятся, купаты жарятся, а мы сидим потягиваем холодное пивко. День удался. Мы счастливы.
Завтра будет новый день, раскинув карты посчитали, что пройдя по трассе км 60 окажемся на Учуме. Естественно придется ехать против ветра, это же Хакасия. Ну хорошо, морально к этому мы уже готовы. Пораньше надо встать.
13.07.2012
Вот и пятница 13-е. Встали пораньше, собрались попозже. Ночью упал туман, как молоко, из него торчали только покрышки, перевернутых на ночь велосипедов, да крыша палатки. Естественно выстиранные вещи были мокрыми. Ждали просушки.
Выдвинулись в 12-00, направление в сторону Ужура.
По дороге прикупив пирожков, покатили по федералке.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36225

И каково же было наше удивление… ветер, ветер дул нам в спину! О, спасибо ему!
Едем кайфуем, небольшие подъемы сменяютя приятными спусками. Но продолжается это недолго.
Начались многокилометровые тягуны до 9%. Высшая точка достигла 719 м над уровнем моря.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36226

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36227

В награду нам, были не менее длинные спуски, скорость достигала 67,6 км/ч.
В процессе вкрутки перестали понимать спускаемся мы или поднимаемся. На своем примере расскажу.
Еду 2-3, вроде спуск, вел не едет. Нелестно отзываюсь о рыхлом асфальте. Доехав до ждавшего меня Димы жалуюсь. Он мне объясняет, глядя на мои скорости, что 2-3 это не для подъема, и смеется. Я в ступоре. Дима мне указывает на навигатор, на мониторе набор высоты. Поржали.
Такая же история произошла и с ним, но чуть позже и на другом участке. Хорошо смеется тот, кто …. смеется.
Безоблачное небо и палящее солнце проверяло нас на стойкость. Крутим.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36228

Пропилив 61 км от места предыдущей ночевки, добрались до поселка Златоруновск, надо заметить, что он находится в Ужурском районе, а это уже Красноярский край. Столб разделяющий границу с Хакасией мы проехали километров за 8 до поселка (почему-то с грустью).

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36229

Закупились провизией, заранее набрали в пустую тару пресной воды из местной колонки, отправились на Учум, заключительное (по плану) озеро нашего маршрута. Его мы видели еще с федералки слева от нас. Проехав до него 7 км через деревню, остановились в северной части озера. Излюбленном месте местных и отдыхашек (так местные называют нас-туриков).

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36230

Озеро небольшое, соленое, с самой приятной температурой для купания водой. Удивительно прозрачное. Плывёшь и видишь дно, хочется встать а не получается, глубоко. Искупались, никуда не торопясь поставили палатку. Вялемся на солнце и ленимся. Прилетел коршун, наблюдаем на расстоянии 20-30 метров его охоту. Завораживающее зрелище.
В очередной раз раскрыли опять карты, на этот раз Дима изучает место завтрашней, заключительной ночевки. Скорее всего это будет речка с пресной водой в окрестностях Ужура. Нам бы так хотелось.
Жарим котлеты, жуем салат из свежих овощей. Скрывать не будем, пропустили и по паре рюмочек. Укатали сивок крутые горки.

14.07.2012
Утро началось привычно жаркое, Дима не дожидаясь, изнуряющей жары, поехал изучать окрестные сопки, даже не позавтракав. Я видела куда был направлен его взгляд накануне вечером.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36231

На ту сопку, с которой парапланеристы отправляются в свободный полет, мы наблюдали за этими смельчаками. Так вот, мой смельчак решил, спуститься оттуда на велике, по еле заметной на склоне очень крутой дороге. Что он и сделал, спустился в лагерь к завтраку, за что был обласкан «нежными» словами за то что не надел шлем. Времени наконец то было достаточно, что бы не гнать и не собираться на раз-два-три.
Позавтракав полезли купаться в Учум, после чего решили вылечить свои органы движения. Принимали грязевые ванны.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36232

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36233

Грязь, по примеру местных отдыхашек, добыли со дна озера. Кстати сказать, намазывается она гораздо приятнее и легче чем смывается, а запашок имеет тот еще. Сероводородный.
Время обедать. Потрапезничали, неспешно собрались, вперемешку с купаниями. Погрузили привычными движениями вещи на велики, и покатили в обратном направлении по степи, в сторону федералки.
Как уже было отмечено ранее, Учум находится в Красноярском крае, и от него мы углубляемся в земли Края. Заехав еще вчера за границу Хакасии, федеральная трасса стала намного хуже. С выбоинами и неухоженным полотном, плотный слой гравия на бровке, мешал на спусках, велики болтало как на гололеде. Количество проезжавших мимо машин увеличилось многократно.
Заметили что захрустели педали, настроения это не добавило. Надеемся на лучшее. Выбора мало, надо ехать вперед, расстояние до Ужура невеликое, доехали нормально. Вот только сгорели капитально, ждет веселая ночка.
Добрались , разведали местоположение вокзала. Закупились в очередной раз снедью, расположились на местном озере. В 3-х км от городка.
Маленькое, мелкое, с илистым дном, но пресное, купаться можно. Питьевую воду набрали в ближайшей деревеньке из колонки.
Поставили в заключительный раз палатку, купаемся. Варим и жарим пельмени. Завтра вечером поезд до Красноярска.
15.07.2012
Утро позднее, выбираться из палатки не спешим. Ночь у меня еще та была. Поднялась температура от перегрева на солнце, сгоревшая кожа давала жару.
Надев на обгоревшие части тулова майку и штаны с «длинным» рукавом, перед этим намазав щедро кремом, из палатки вылезти пришлось. Программу и маршрут выполнили в полном объеме, с чувством выполненного долга, можно заниматься чем угодно и балдеть. Что и решили сделать не откладывая. Дима брал с собой заготовки для воздушного змея. Сидит собирает. Мне разрешили помочь, пришиваю змею хвост. Готово. Ждем ветра идем запускать. Растянули длинную веревку-шнур отправляем змея вверх. Бегаем и радуемся как дети.
Решили отобедать, чем бы еще заняться? Чистим, моем, смазываем велики. Спасибо им , неплохо показали себя на маршруте.
Осталось помыть посуду и можно потихоньку сворачивать лагерь. Спокойно, без спешки все как то само помылось, разобралось и приладилось к велосипедам. Можно ехать. Время до поезда еще есть. Надо заехать на сопки набрать Богородской травы. На это никак не находилось время на предыдущих стоянках. Доехав до первой сопки поняли, что собрать нам травку не удастся. Не растет она здесь. Совершенно другой грунт и другие травы.
Ну что ж, поедем в город, надо найти банкомат или супермаркет, где можно расплатиться по терминалу (наличных осталось мало), купить съедобного в поезд.
Облом, проехав все банкоматы города, даже заглянув в закрытый военный городок, с ужасом обнаруживаем, что связи с банками нет, и деньги снять не удастся. В супермаркетах нам тоже отказали, в городе не обслуживают по терминалу. Пока искали супермаркеты, а их всего три, Дима «укололся», снимаем поклажу, Дима переобувается. Я отправляюсь в магаз купить, то на что хватит. Хватило на 5 сосисок. Хлеба у нас было два кусочка. Рады и этому, едем на вокзал. По дороге собираемся наполнить пустые бутылки водой из колонок. Опять облом, воды в колонках нет.
-Господи! Что мы сделали не так? Велы нельзя было мыть, что ли?
Приехали на вокзал, разбираем велы, перед упаковкой их в чехлы. Ё-маё, при снятии второй моей педали ломается ключ. Вообще не понимаем, что за полоса неудач за один день, пакуем так, как можем. Бредем в здание вокзала и съедаем все что было. Как то не наелись.
Грузимся в общий вагон, ночь пытаемся спасть. Скорее бы Красноярск.
16.07.2012
Утро, раннее, люди спешат на работу, мы спешим в город. В запасе 4 часа до отправления паровоза в Ангарск.
С удовольствием прокатились по улицам красивого, чистого, приятного и уютного города. Пофотографировались в понравившихся местах.

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36234

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36235

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36236

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36237

По минеральным озёрам Хакасии. Snv36238

Накупили еды, какой душе угодно, бутылочку коньяка в дорогу. Позавтракали молоком и сырниками прямо на площади фонтанов, что у театра оперы и балета. Прокатившись по мосту, полюбовавшись на обмелевший Енисей, спокойно направились в сторону вокзала. Путешествие шло к своему логическому завершению. Немного грустно.
Но, уже придуманы новые затеи! Пора готовиться...

В конце хотелось-бы сделать несколько выводов из нашего посещения Хакасии и минеральных озёр для тех кто захочет повторить.
Вода. Нужно очень ответственно подходить к снабжению себя любимого НЕ МИНЕРАЛЬНОЙ водой, и для питья и для мытья! В какой-то момент обилие солей и минералов в воде начинает, мягко говоря, напрягать.
Деньги. Карточка вам не поможет. Нужна наличность.
Одежда. Шкурка с длинным рукавом, и для рук и для ног нужна не только тёплая (ночи холодные) но и лёгкая, что-бы защититься от солнца после того как сгорели.
Физ. подготовка. Хакасия слеплена из спусков и подъёмов. Вся. Равнины минимум. И если катаясь дома мы поднявшись в гору рассчитываем с ветерком спуститься, то там это не пройдёт. С гружёным велом спускаться на скорости посреди степи – нет никакого желания. Опасно. Помочь некому и нечем. Поэтому километраж нужно рассчитывать трезво, без шапкозакидательства.
Дрова. Их там минимум, поэтому рассчитывать на готовку на костре не приходится. Мы взяли 4 баллона «tramp» 450г. но два из них привезли назад. Двух хватило. Костёр жгли один раз но не для приготовления пищи а для удовольствия, на Беле. 60 р. охапка. На Шира – 100р. но побольше.
Пищеблок. В местных деревнях можно купить всё необходимое недорого. Мы не съели ни одной банки тушенки за всё путешествие. Но не стоит рассчитывать на покупку продуктов непосредственно на курортах, цены неадекватные.

Спасибо Фёдору "ASLtd" за навигатор. И огромное спасибо Косте "KosMas" за вечерние наряды. 8)
Текст – Лена. Фото VA-DIM.